Афанасьев Сергей Александрович

Родился в 1918 году. В 1941 году с отличием закончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. С 1941 по 1946 год работал на Мотовилихинском заводе им. Ленина (г. Пермь).Прошел путь до Заместителя Главного механика завода. С 1946 по 1957 год-на ответственных постах в Министерстве вооружения и Министерстве оборонной промышленности. С 1957 по 1961 год - заместитель председателя, первый заместитель председателя, председатель Ленинградского совнархоза (СНХ). С 1961 по 1965 год - заместитель председателя Совета Министров РСФСР и Председатель СНХ РСФСР.
С 1965 по 1983 год - Министр Общего Машиностроения. С 1983 по 1987 год - Министр тяжелого и транспортного машиностроения СССР. С 1987года - пенсионер союзного значения. До 13 мая 2001 года (день смерти) был Главным научным консультантом при Генеральном конструкторе РКК «Энергия» им. СП. Королева. Дважды
Герой Социалистического труда, Кавалер 7 орденов Ленина, награжден орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового красного знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. Член ЦК КПСС с 1961 по 1989 год. Депутат Верховного Совета РСФСР 5-6 созывов, Верховного Совета СССР 6-7 созывов.
Лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Госпремии СССР, Заслуженный машиностроитель СССР.
2 марта 1965 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании ракетно-космической отрасли страны - Министерство общего машиностроения СССР.
Министром новой отрасли был назначен Сергей Александрович Афанасьев.
На министерство возлагалась задача по организации работ создания ракетно-космических комплексов стратегического назначения и космической техники.
В новое министерство вошли КБ, НИИ, предприятия создающие машины, агрегаты и системы управления, входящие в сложнейший комплекс - ракетно-космическую систему, которые ранее входили в разные оборонные отрасли.
В отрасли самостоятельно решались вопросы создания ракетно-космической техники - от научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных работ до серийного изготовления ее на базе совершенных технологий и организаций производств.
Афанасьев С.А. энергично возглавил работы по реконструкции и
развитию НИИ, КБ и предприятий под специальное производство ракетной техники, особое внимание, уделяя системам управления и автоматики, разработке новых материалов и технологий, созданию экспериментальной базы для отработки узлов и изделий в целом, обеспечению их высокой надежности и экономичности, а также новым принципам организации и управления производством отрасли.
Неоценима его заслуга в создании первой в мире орбитальной космической станции «Мир». По-дего руководством разработаны программы по освоению Луны, Венеры, Марса и др.
Наряду с работами по основной продукции в отрасли Афанасьев С.А. значительное внимание уделял производству товаров ^зэодного потребления (ТНП), нестандартного оборудования (НО), социальным вопросам, строительству жилья, поликлиник, больниц, детских садов и др.
Одновременно Афанасьев С.А. поддерживал добрые научные, технические и производственные отношения с Академией наук, НИИ, КБ и предприятиями смежных отраслей, которые вносили значительный вклад в создание ракетной техники. Такая кооперация принесла большой положительный эффект при создании ракетно-космического комплекса Энергия-Буран», когда в его разработке, изготовлении и испытании были задействованы более 1000 учреждений страны.
В отрасли выросли крупные государственные деятели страны: Бакланов Олег Дмитриевич, До-гужиев Виталий Хусейнович, Бальмонт Борис Владимирович и многие другие.
Невероятные трудовые усилия всех специалистов Министерства общего машиностроения СССР по созданию межконтинентальных баллистических ракет и ракет для оснащения подводных лодок позволили в кратчайшие сроки обеспечить паритет в области ракетных вооружений, явившихся гарантией мира на Земле.
После развала СССР Министерство общего машиностроения было ликвидировано (как и другие оборонные министерства) и даже здание на Миусской площади, в Афанасьев С.А. неоднократно пытался встретиться с Президентом России Ельциным Б.Н., чтобы обговорить с ним проблемы ракетной техники и сохранения сложившегося ракетно-космического коллектива НИИ, КБ, заводов и управлений Министерства. Однако эти предложения не были приняты.
Результат - падение по всем направлениям на многие годы, а главное потеря конструкторско-технологического потенциала,
сплошные увольнения квалифицированных специалистов, отток молодежи в коммерцию. Сегодня численность ракетно-космической отрасли сократилась в десятки раз, а оставшиеся специалисты, в большинстве пенсионного возраста, выживают за счет случайных заказов.
Похоронен Афанасьев С.А. на Новодевичьем кладбище.
Роскосмос и Совет ветеранов МОМа, отмечая большие заслуги Афанасьева С.А., в честь 90- летия со дня рождения провели памятнуювстречу на Новодевичьем кладбище, большой митинг у памятника Сергея Александровича на родине в г. Клин, открыли памятную доску на фасаде дома, где жил Афанасьев С.А. (Москва, Спиридоновка, Д.18).
10 сентября в зале Роскосмоса состоялось торжественное собрание, посвященное 90-летию Афанасьева С.А.
Выпущены юбилейная медаль Афанасьева С.А. и книга «Первый ракетно-космический министр Сергей Александрович Афанасьев.