Первым причалом берега Вселенной стал космодром «Байконур». 

В 1954 году была создана Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Председателем комиссии был назначен начальник испытательного полигона «Капустин Яр» генерал-лейтенант артиллерии В.И. Вознюк. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря. Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более трехсот солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли. 

12 февраля 1955 года правительством было принято решение о строительстве космодрома «Байконур». Руководителем строительства был назначен известный строитель генерал-майор Г.М. Шубников. Примечательно то, что именно он руководил возведением монумента воину-освободителю по проекту Е.В. Вучетича в Трептов-парке в Берлине. 

В январе 1955 года прибыл первый отряд военных строителей под командованием старшего лейтенанта И.Н. Денежкина. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Одновременно с началом строительства шел процесс формирования самого коллектива создателей космической гавани. 

Трудности, с которыми встретились строители космодрома, были связаны не только с суровыми климатическими условиями, но и с неустроенностью быта и, самое главное, с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием какого-либо опыта в создании подобных объектов. Не выдерживали машины, но люди выстояли. 

Один из организаторов и участников создания космодрома М.Г. Григоренко вспоминал: «…Нигде в мире не было опыта проектирования и строительства столь сложных, по существу, уникальных сооружений и комплексов, как космодром. Требования к точности и долговечности конструкций были предельно высокими. Без повседневной изобретательности, творчества, инженерной смелости, без умения идти на риск успеха добиться было бы невозможно. И, я думаю, не случайно руководящий состав строительства составляли фронтовики – люди, прошедшие тяжкие испытания войны, закалившиеся в ее горниле, люди, которых никакие трудности не могли ни испугать, ни остановить».

Несмотря на тяжелейшие условия, в первые месяцы были проложены автомобильная и железная дороги и начато строительство основного объекта – будущего первого стартового комплекса. Для его создания потребовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить свыше тридцати тысяч кубометров бетона. 

Через четыре месяца стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус. 

5 мая 1955 года началось строительство жилого поселка испытателей космодрома, носившего в разное время разные названия: «Ташкент-90», поселок «Заря», поселок «Звездоград», город Ленинск и с декабря 1995 года – город Байконур. 

2 июня 1955 года директивой Генерального штаба утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП). Эта дата была официально признана днем рождения космодрома «Байконур». 

К концу 1955 года в состав полигона входило 26 частей и отдельных подразделений. Первыми были сформированы автомобильный батальон, авиационное звено, рота охраны и военный госпиталь. Из Белокоровичей на полигон прибыл дивизион бригады Резерва Верховного Главнокомандования. Начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии 

А.И. Нестеренко. Общая численность работавших на полигоне в конце 1955 годасоставила 1900 военнослужащих и 664 рабочих и служащих. 

В декабре 1956 года строительство первоочередных объектов первой космической гавани было завершено. Началась отделка наземного оборудования, подготовка к испытаниям ракетных комплексов. К началу испытаний на полигоне находилось 427 инженеров и 237 техников, из них до 25 лет – 48 % и около 50 % участников Великой Отечественной войны. Общая численность военнослужащих возросла до 3600 человек. Большинство испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетную технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне «Капустин Яр». 

15 мая 1957 года со стартовой площадки полигона произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции С.П. Королева. Ракета состояла из центрального блока, четырех боковых блоков и головной части, имела длину 32 м, максимальный диаметр центрального блока 2,95 м, боковые блоки длиной 19,8 м с максимальным диаметром 2,95 м. Максимальная ширина по воздушным рулям пакета 10,3 м. Стартовая масса до 273 т, тяга на Земле 3940 кН, дальность полета 8600 км. 

При первом пуске ракета пролетела 400 км. Пуск оказался неудачным из-за возникшего пожара в хвостовом отсеке. Первый и также неудачный пуск МБР «Атлас» в США состоялся в июне 1957 года. 

Р-7, запущенная с 5-го НИИП 21 августа 1957 года, успешно отработала активный участок траектории и доставила в заданный район головную часть. Испытания показали, что ракета Р-7 может вывести на орбиту искусственный спутник Земли. 

4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени (5 октября в 00 часов 28 минут 34 секунды по байконурскому времени) со стартовой площадки №1 5-го НИИП ракетой Р-7 выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник (ИСЗ). Вес спутника составил 83,6 кг. Так был начат отсчет космической эры. Первый ИСЗ просуществовал в космосе 92 суток, совершил 1400 оборотов вокруг Земли и прошел при этом путь протяженностью около 60 000 000 км. 

3 ноября 1957 года с космодрома стартовал в космос второй ИСЗ, в герметичной кабине которого находилась собака Лайка, вес спутника составил 508,3 кг. 

В конце 1957 года 5-й НИИП имел в своем составе 1 монтажно-испытательный комплекс, 1 старт, 15 измерительных пунктов (9 на территории Казахстана и 6 на территории Российской Федерации), базы падения первой ступени и головной части. В декабре 1957 года за образцовое выполнение воинского долга в ходе испытаний ракетно-космической техники группа военнослужащих 5-го НИИП получила государственные награды. 

В США МБР «Атлас» в декабре 1957 года пролетела 600 км, а первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсином». 

В 1958 году продолжается отработка ракеты-носителя Р-7 и ее головной части на полигонную деятельность. Измерительный комплекс космодрома дооснощается новыми радиотелеметрическими станциями. 

15 мая произведен запуск ракеты-носителя Р-7, которая вывела на орбиту третий ИСЗ весом 1327 кг. 

2 июля 1958 года начальником полигона назначен полковник К.В. Герчик, ранее возглавлявший штаб космодрома. 

17 августа неудачной попыткой США запустить к Луне зонд «Пионер» началась изнурительная гонка к Луне США и нашего государства. Неудачные попытки приблизиться к Луне были предприняты США также 11 октября, 8 ноября и 6декабря 1958 года. 

23 сентября на 5-м НИИП неудачно закончилась попытка запуска космического аппарата к Луне с помощью созданной на базе Р-7 трехступенчатой ракеты «Восток». Неудачные пуски состоялись также 12 октября и 3 декабря 1958 года. 

В 1958 году со стартовой площадки 5-го НИИП было произведено 10 пусков (7 ракетой-носителем Р-7 и 3 ракетой-носителем «Восток»). 

Новый, 1959 год принес очередную победу по освоению космического пространства. 2 января в 19 часов 41 минуту 21 секунду московского времени к Луне стартовал первый в мире космический аппарат. Впервые достигнута вторая космическая скорость и создан первый искусственный спутник Луны. Космический аппарат «Луна-1» был запущен ракетой-носителем «Восток» конструкции С.П. Королева, его масса составила 1472 кг, космический аппарат прошел в 5000 км от Луны. Телеметрические станции измерительного комплекса полигона принимали сигналы лунника на всей трассе до Луны. 

3 марта 1959 года запущен первый в США автоматический межпланетный аппарат «Пионер-1» массой 6,1 кг. Он прошел в 60000 км от Луны вместо запланированных 24000 км. 

Осенью 1959 года была впервые решена задача доставки аппарата на Луну. Ее выполнила станция «Луна-2», запущенная 12 сентября. Станция «Луна-2» точно вышла на расчетную орбиту и 14 сентября в 00 часов 02 минуты 02 секунды по московскому времени достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности, примерно в 800 км от центра лунного диска. На Луну были доставлены шаровой и ленточный вымпелы с изображением Герба Советского Союза с надписью «СССР. Сентябрь 1959». Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома. 

Через 20 суток, 4 октября, с целью осуществления фотосъемки обратной стороны Луны с 5-го НИИП произведен запуск очередной автоматической станции «Луна-3». Станция сфотографировала почти половину поверхности лунного шара, две трети фотографий составили изображение обратной стороны Луны. На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны. 

В течение 1959 года на полигоне произведено 16 пусков, 14 из которых удачные; продолжает развиваться полигонный измерительный комплекс; завершен второй этап испытаний ракеты Р-7 на полигонную дальность с требуемой точностью. 

В поселке «Заря» в конце 1959 года проживает уже 8000 человек. 

В январе 1960 года на полигоне были завершены летные испытания ракеты Р-7 и она поступила на вооружение Ракетных войск стратегического назначения. 

15 мая запуском ракетой-носителем «Восток» корабля-спутника началась подготовка полета человека в космос. Ракета-носитель «Восток» имела длину 38,76 м, стартовую массу 287 т, начальную массу 3-й ступени 12,5 т. Масса полезного груза, выводимого на околоземную орбиту, - 4,725 т. 

29 июля 1960 года труд испытателей полигона был по достоинству оценен. За успешные испытания ракеты Р-7 и в связи с 5-летием полигон награжден орденом Красной Звезды. 

Второй корабль-спутник, стартовавший 19 августа 1960 года, имел на борту первых живых «испытателей» собак Белку и Стрелку. После 17 оборотов вокруг Земли корабль приземлился в заданном районе. «Испытатели» нормально перенесли полет и приземление. Это был важный этап в развитии мировой космонавтики. 

24 октября 1960 года произошла катастрофа при испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 конструкции М.К. Янгеля. При проведении электрических испытаний на заправленной ракете произошел несанкционированный запуск двигателей 2-й ступени. В результате возникшего пожара и отравления парами компонентов топлива погибло 76 военнослужащих и представителей промышленности. Среди погибших 35 офицеров, 8 сержантов и 14 солдат. В числе погибших Главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, руководители испытаний от полигона полковники А.И. Носов и Е.И. Осташев. Сегодня их имена носят улицы г.Байконура. Ежегодно 24 октября отмечается как День памяти погибших испытателей космодрома «Байконур». 

24 декабря стартовал третий корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой. Из-за выключения двигателя 3-й ступени спускаемый аппарат отделился и совершил посадку на парашюте в Сибири у реки Нижняя Тунгуска. Животные остались живы. 

На конец 1960 года на полигоне построено и принято в эксплуатацию 5 монтажно-испытательных корпусов, 4 старта. Идет подготовка к испытаниям новых образцов ракетно-космической техники. Создана система противовоздушной обороны. В 1960 году воинские части полигона стали привлекаться к несению боевого дежурства. На полигоне находится более 10000 человек. 

1 февраля 1961 года был подписан Указ о вручении 5-му НИИП Боевого Знамени. 

9 и 25 марта проведены последние летные испытания космического корабля «Восток» с антропологическими манекенами и животными на борту. 

12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут боевым расчетом 5-го НИИП подготовлен и выведен на орбиту Земли космический корабль «Восток», пилотируемый нашим соотечественником Ю.А. Гагариным. Масса космического корабля составляла 4,73 т, длина – 4,4 м, максимальный диаметр – 2,43 м. «Восток» совершил 1 оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут и приземлился в Энгельском районе Саратовской области. 

Впервые в документах о запуске 12 апреля 1961 года 5-й НИИП назван космодромом «Байконур». 

В США первый пилотируемый баллистический полет длительностью 15 минут состоялся 5 мая 1961 года. 

5 мая начальником полигона вместо убывшего на должность начальника ЦКП РВСН генерал-майора К.В. Герчика назначен полковник А.Г. Захаров, бывший начальником штаба полигона. 

6 августа 1962 года произведен запуск космического корабля «Восток» с космонавтом Г.С. Титовым на борту (17 витков, 25 часов полета). В США первый орбитальный пилотируемый полет состоялся 28 февраля 1962 года (3 витка, 5 часов). 

Итак, человек вырвался в космос. Сейчас, когда полеты за пределы земной атмосферы стали регулярными, а их научный и экономический эффект реально ощутим, мы с большим вниманием можем оценить значение наших космических достижений в период, предшествовавший появлению качественно новой техники. 

Старт «Востока», запуски следующих кораблей этой серии – не просто хронология событий. Это новые представления, новые замыслы и свершения. Новая эра в истории Земли. Пройдут годы, но даты первых космических полетов и образы пионеров космических свершений, испытателей космодрома «Байконур», разработчиков и создателей космической техники, космонавтов останутся в благодарной памяти человечества. 

Космодром «Байконур» стал символом космического века. Растущие масштабы и глубина исследования и освоения космоса, расширяющаяся перспектива использования его возможностей в интересах науки и непосредственно хозяйственной деятельности людей потребовали строительства новых космодромов.20 декабря 1961 года по решению правительства был создан космодром «Плесецк». 

В 1965 году начальником космодрома «Байконур» назначается полковник А.А.Курушин (переведен в 1973 году в звании генерал-лейтенанта в г.Болшево Московской области). Впоследствии начальниками космодрома были генерал-лейтенанты В.И. Фадеев, Ю.Н. Сергунин, Ю.А. Жуков, А.Л. Крыжко. В сентябре 1992 года указами президентов России и Казахстана начальником космодрома назначен генерал-лейтенант А.А. Шумилин, начавший свой армейский путь лейтенантом на космодроме «Байконур» в 1959 году. 

За годы, прошедшие после полета в космос Ю.А. Гагарина, на космодроме «Байконур» испытаны новые поколения жидкостных межконтинентальных баллистических ракет как легкого, так и тяжелого классов, ставшие основой стратегической военной мощи страны. За это же время прошли испытания новые ракеты-носители легкого, среднего и тяжелого классов и их модификации: «Циклон», «Союз», «Протон», Н-1, «Зенит», «Энергия». Из них только Н-1 не завершила испытания не столько по техническим, сколько по чисто субъективистским причинам – борьба конструкторов за ведущее место после смерти С.П. Королева. 

С космодрома «Байконур» были запущены спутники серии «Космос», «Метеор», спутники связи и телевидения «Экран», «Радуга», «Горизонт», «Молния», навигационный спутник «Глонасс», орбитальные станции «Салют», «Мир», модули «Квант», автоматические межпланетные станции «Марс», «Венера», «Зонд», «Вега». Запуск любого путника с космодрома «Байконур» обходится дешевле, чем с других космодромов страны. Стартовый район космодрома раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 км с запада на восток. Помимо стартового района к космодрому относятся измерительные пункты, расположенные на расстоянии до 500 км по трассе полета ракет на территории Республики Казахстан, а также 22 поля падения отработавших ступеней ракет общей площадью 4,8 млн га выведенных из обращения земель. 

В различные годы число основных технических сооружений достигало максимально: 52 стартовых сооружения, 34 технических комплекса, 3 вычислительных центра, 16 стационарных измерительных пунктов, 2 подвижных автомобильных, 1 железнодорожный, 4 самолетных измерительных пункта, 4 базы падения, кислородно-азотный завод, 2 механосборочных завода, 2 аэродрома и 5 посадочных площадок, ТЭЦ мощностью 80 МВт, 2 энергопоезда, метеостанция, ионосферная станция. 

На Байконуре за прошедшие 40 лет запущено более 1100 космических аппаратов различного назначения и более 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. 

Но главная ценность космодрома – люди. О высоком научно-интеллектуальном потенциале которых свидетельствуют следующие факты: выполнено несколько сотен научно-исследовательских работ, внедрены тысячи рацпредложений, несколько десятков изобретений, десятки испытателей защитили диссертации на соискание ученой степени. Первыми кандидатами технических наук в 1959 годустали: полковники А.А. Васильев, Ф.А. Горин, М.Ф. Журавлев, Н.Г. Мерзляков, А.И. Носов, подполковники В.И. Белый, В.А. Боков, С.А. Калинин, А.Ф. Коршунов, Е.И. Осташев и С.Д. Титов. 

Беззаветная преданность делу, высокое профессиональное мастерство, стремление к достижению конечного результата были и остаются главными качествами испытателей космодрома. И государство оценивает их труд по заслугам. 

На Боевом Знамени космодрома ордена Ленина, Октябрьской Революции и Красной Звезды. Награждена орденом Красной Звезды войсковая часть 25741, боевым расчетом которой осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли, корабля «Восток» с первым космонавтом планеты Земля Ю.А. Гагариным и большинства пилотируемых космических кораблей. 

Девяти труженикам Байконура (испытателям и военным строителям) присвоено звание Героя Социалистического Труда. Первым в 1957 году этого звания был удостоен полковник А.И. Носов. 

Впоследствии Героями Социалистического Труда стали генералы В.А. Бочков, А.С. Кириллов, А.А. Макарычев, А.С. Матренин, А.А. Федоров, А.А. Шумилин, майоры В.П. Березин, О.В. Николаев. 

Сотни военнослужащих и лиц гражданского персонала космодрома отмечены государственными наградами. 

Почетными гражданами Байконура за его 40-летнюю историю стало свыше 100 человек. Среди них создатели ракетно-космической техники, отечественные и зарубежные космонавты, и труженики космодрома. 62 труженикам Байконура присвоены почетные звания в области науки, техники и культуры, более 30 человек стали лауреатами Ленинской и Государственной премий. 

Дело, начатое первыми испытателями космодрома «Байконур», продолжается их детьми и внуками – многочисленные военные династии яркое тому свидетельство. В разное время свыше 200 молодых лейтенантов, детей и внуков военнослужащих космодрома, возвращались служить на Байконур. Армейский контингент космодрома составляют не только мужчины. В рядах Вооруженных Сил России на космодроме «Байконур» проходят службу 40 женщин-прапорщиков, свыше 1500 женщин солдат и сержантов контрактной службы. 

Сегодня Байконур открыт для мирового сотрудничества в области освоения космического пространства, для реализации вывода на орбиты международных орбитальных комплексов нового поколения, пилотируемой космонавтики как единственный, крупнейший в Евразии космодром.


 

Краткая история космодрома Байконур

Комплекс "Байконур" - международный космический порт, обеспечивающий реализацию российских и международных космических программ, расположен на территории Казахстана.

В состав комплекса входят территория космодрома и город.

Свое существование комплекс начинал как научно-исследовательский и испытательный полигон министерства обороны СССР, впоследствии стал международным космическим портом.

В 1954 г. была создана государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр (по-русски, Байконур). Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более 300 солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.

12 февраля 1955 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании научно-исследовательского испытательного полигона № 5 министерства обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), который с самого начала предназначался как для испытания боевых ракет, так и для исследований в области космической техники.

Для дислокации полигона был отведен значительный участок полупустыни посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана - Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там железной дороги Москва-Ташкент.

Район формирования полигона в первой половине 1955 г. имел условное наименование "Тайга".

В русском языке не было слова "космодром". Новый строительный объект называли просто "экспериментальный диапазон".

В январе 1955 г. на станцию Тюра-Там прибыл первый отряд военных строителей. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями (летом температура выше +40С, а зимой - ниже -30С) и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов.

Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сыр-Дарьи, а 5 мая 1955 г. было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.

Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 г., когда директивой Генерального штаба министерства обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона.

Строившийся городок несколько раз менял название: Ташкент-90, поселок Тюра-Там, поселок Заря, поселок Ленинский, город Ленинск и, наконец, в 1995 г. получил наименование город Байконур.

Главными объектами строительства были старты для межконтинентальных баллистических ракет и технические сооружения космодрома.

20 июля 1955 г. строительные части приступили к работам по сооружению старта площадки № 1. Для создания только первого стартового сооружения военным строителям потребовалось вырыть котлован глубиной 45 м, длиной 250 м и шириной более 100 м, поднять более 1 млн. кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона.

Работы проводились круглосуточно. Уже через четыре месяца первое стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус на площадке №2.

Первой ракетой, которая испытывалась на полигоне, была межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, разработанная в ОКБ-1 Сергея Королева. Наземный стартовый комплекс был создан Конструкторским бюро общего машиностроения (КБОМ) под руководством Владимира Бармина.

К началу летных испытаний Р-7 на обширной территории полигона по трассам полета и на полях падения головных частей был сформирован измерительный комплекс полигона.

15 мая 1957 г. состоялся первый пуск МБР Р-7, а 4 октября 1957 г. специалистами космодрома был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.


12 апреля 1961 г. боевой расчет полигона совместно с представителями предприятий промышленности подготовил и провел запуск космического корабля "Восток" с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным на борту.

Для обеспечения секретности полигона был построен мнимый космодром около поселка Байконыр, расположенный в 350 км севернее железнодорожной станции Тюра-Там, на северных отрогах хребта Алатау в Казахстане. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом.

А после 12 апреля 1961 г. 5-й НИИП получил открытое название "Космодром Байконур" (для публикаций в прессе и т.п. целей).

В последующие годы с Байконура были запущены первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны, Венеры, космические корабли-спутники. С космодрома были осуществлены пуски всех отечественных космических кораблей ("Восток", "Восход", "Союз", "Прогресс", "Буран") и орбитальных станций (серия "Салют", "Мир"), а также других космических аппаратов.

На экспериментальной испытательной базе полигона были отработаны боевые ракетные комплексы конструкторских бюро Сергея Королева, Василия Мишина, Валентина Глушко, Михаила Янгеля, Владимира Уткина и Владимира Челомея с ракетами Р-7, Р-7А, Р-9, Р-9А, Р-36 (М, М1, М2), Р-36орб, УР-200, УР-100(Н, М), МР УР-100 (М).

Постепенно расширяясь, Байконур занял площадь в 6 717 кв. км (без учета полей падения). Стартовый район космодрома раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 км с запада на восток. Помимо стартового района к космодрому относятся измерительные пункты, расположенные на расстоянии до 500 км по трассе полета ракет на территории Казахстана, а также 22 поля падения отработавших ступеней ракет общей площадью 4,8 млн га выведенных из обращения земель.

С момента своего образования космодром входил в структуру Министерства обороны СССР (РВСН, Военно-космические силы). После распада СССР космодром оказался на территории Республики Казахстан. В мае 1992 г. Россия и Казахстан заключили соглашение, согласно которому объекты космодрома, расположенные на территории Казахстана, стали собственностью этой республики.

В 1994 г. был подписан договор между РФ и Казахстаном, согласно которому Россия будет эксплуатировать космодром в обмен на ежегодную арендную плату. Срок аренды был установлен в размере 20 лет. В 2004 г. этот срок аренды был продлен до 2050 г. Стоимость аренды космодрома составляет 115 млн долларов в год.

Еще около 170 млн долларов ежегодно перечисляются на поддержание и развитие инфраструктуры космодрома и города Байконур.

С 1995 года по 2008 год на Байконуре происходила передача объектов министерства обороны РФ Российскому космическому агентству и администрации города Байконур. Предприятиям "Роскосмоса" полностью были переданы объекты всех космических ракетных комплексов: "Союз", "Энергия", "Циклон", "Зенит", "Протон", "Днепр", измерительный комплекс, заправочные станции, железные дороги, кислородно-азотный завод, а обслуживающие их воинские части были расформированы. Городской администрации перешли объекты жилого фонда, обеспечения и обслуживания города Байконур, объекты внешнего электроснабжения и водоснабжения, магистральные автодороги. 

Указом президента России от 17 декабря 1997 г. был создан Федеральный космический центр "Байконур". В функции ФКЦ входило поддержание научно-технического потенциала космодрома, управление его деятельностью, организация эксплуатации объектов космодрома, организация и обеспечение работ при подготовке и проведении запусков космических аппаратов. 

Следующим шагом по реформированию космодрома Байконур стал подписанный 16 декабря 2008 г. президентом РФ Дмитрием Медведевым указ "О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" в форме присоединения КБ "Мотор", КБ общего машиностроения имени В.П.Бармина (КБОМ), КБ транспортного машиностроения (КБТМ), КБ транспортно-химического машиностроения, научно‑производственная фирма "Космотранс", ОКБ "Вымпел", ФКЦ "Байконур". На Байконуре во исполнение указа президента был создан Космический центр "Южный", который является филиалом ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ) и крупнейшей структурой космодрома. 

В состав технического комплекса космодрома Байконур, расположенного в 40 км от г. Байконура, входят технические позиции орбитального корабля, ракеты-носителя и многоразового ракетно-космического комплекса, а также средства энергоснабжения, связи, сбора и передачи информации, инженерные сети, транспортные коммуникации и жилая зона.

В наземную инфраструктуру космодрома Байконур входят два стартовых комплекса для пусков ракет‑носителей тяжелого класса семейства "Протон", стартовый комплекс для ракеты среднего класса "Зенит", два стартовых комплекса для пусков ракет семейства "Союз", шахтные пусковые установки для пусков ракет "Днепр" и "Стрела", в том числе и по конверсионным программам.

Для подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов эксплуатируется семь монтажно-испытательных корпусов. Работают три заправочно-нейтрализационные станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами. Измерительный комплекс космодрома представлен пятью измерительными пунктами и современным информационно-вычислительным центром. Кислородно-азотный завод способен производить до 300 тонн криогенных продуктов в сутки. Космодром обслуживают два аэродрома - Крайний и Юбилейный. Современная система связи, около 1,5 тысячи км железных дорог, более тысячи шоссейных, более 6 тысяч км линий электропередач обеспечивают работу всех площадок космодрома и доступ к ним.


В настоящее время с Байконура производятся все запуски пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМ", автоматических грузовых кораблей "Прогресс-М", вывод на околоземную орбиту блоков орбитальных станций, выполняются запуски народно-хозяйственных космических аппаратов на геостационарную орбиту.

 

"Космодром Байконур"
//www.roscosmos.ru
Фильмотека. Космодромы